| Приветик
| С мира по звуку | Герои и
злодеи "КиШа" | Хит- парад |
Они познакомились в дороге.
В этом доме полно книг. Очень естественно вписываются
в интерьер гобелены, рисунки, работы в стиле макраме (Татьяна Васильевна
Ширяева руководит детской студией "Жар-птица" и сама с увлечением
рисует, занимается художественным плетением и ткачеством, а вечерами
ходит на занятия хора). Неудивительно,что сын ее вырос книгочеем, рано
начал писать стихи и сочинять музыку.
О нем Татьяна Васильевна рассказывает с удовольствием, достает фотографии,
кассеты с записями, вспоминает годы, когда Алексей учился в многопрофильной
гимназии. А я задаю все новые и новые вопросы, чтобы вы, мои читатели,
из нашей беседы сами смогли составить портрет Алексея и Анны ШИРЯЕВЫХ.
Особенно если вы ничего о ребятах пока не знаете, но уже слышали их
песни с альбома "Дорога на Калланмор".
- Откуда такое интересное название? Это первый альбом,
где Крыс и Шмендра, то есть Алексей и Анна, поют вместе?
- Вообще, Калланмор - это клан, объединяющий друзей. А "Дорога на
Калланмор" - это их первый альбом, записанный в Казани на студии
"Фангорн". Это стилизация под ирландский и шотландский фольклор.
Кассета писалась неполным составом, чистая акустика. Сама запись делалась
при помощи наложения на много дорожек, так что в песне "Недаром с
гор спустились... "Алеше пришлось петь "хором".
- А нет клипов на их песни?
- Есть один, на песню "Пепел Нью-Кастла" из этого же альбома.
Благодаря Интернету мы его смогли посмотреть. Интересная самоделка, ведь
снять настоящий клип стоит очень дорого. Создатель клипа - студия "Фангорн-видео"
из Казани. Интересную статистику эта студия привела: "Пятьдесят процентов
успеха ролику обеспечили отрывки из кинофильма "Храброе сердце"
про ирландцев и шотландцев (это и был видеоряд), тридцать - песня, написанная
Алексеем, и еще двадцать "Фангорн". А могли бы сделать клип
на основе видеоматериала "игрушек".
- Это игры толкинистов, да? Алексей ведь, кажется, один из первых толкинистов
Норильска? Можно об этом подробнее?
- Алексей одним из первых норильчан стал участвовать в общероссийских
играх. Поклонников творчества Толкиена стало особенно много в середине
90-х годов. В подражание книгам в стиле "фэнтэзи" ребята сами
стали сочинять сценарии то в шотландском, то в старославянском духе, шить
костюмы, готовить деревянное "оружие" - мечи, дротики и так
далее. Места для игры выбирались какие-нибудь живописные - в омских лесах,
на уральских озерах, на Карельском перешейке. И неделю этот молодежный
лагерь жил в палатках, пел ночами у костров, а днем "бойцы"
сходились в "битвах", штурмовали "крепости", брали
"пленных", певцы и "шаманы" руководили обрядовым действом.
В Норильске, я знаю, тоже проводились "игрушки".
- Омск, Урал, Карельский перешеек, Казань - сплошные поездки, дороги,
а в пути приключения бывают разные. Тем более если путешествовать автостопом.
В наше время родители предпочитают детей от себя не отпускать. Вы относитесь
к этому по-другому?
- Я так полагаю: если хочется человеку свободы, он не может жить без дорог,
наверное, он должен ходить по свету, летать, ездить. узнавать жизнь. Как-то
в интервью на кемеровском радио Алеша сказал: "Какая замечательная
у нас Сибирь! Сколько в ней нехоженых дорог! Если по ним не ходить, не
собирать стишочки и песенки, то они пропадут просто так. Я предназначен
для этого!" Об этом же и в стихах писал, и в песнях. В Норильске
мы привыкли ездить только в отпуск - и все. А на трассах Сибири другая
жизнь: там люди просто ходят по дорогам, встречаются, участвуют в играх,
обмениваются песнями. Леша как-то категорично сказал: "Москва - это
не Россия. Творчество сибиряков значительно отличается от творчества москвичей
или питерцев".
- Но в Питере и Москве сейчас тоже увлечены кельтоманией, ирландским
фольклором, в моде шотландские народные инструменты и прочее...
- В песнях Алексея выливается душевное состояние, как у всякого творческого
человека. Он учится на историческом факультете Новосибирского университета,
древние кельты - тема его дипломной работы. Так что для него органична
эта форма подачи текста и музыки, хотя некоторым она кажется усложненной.
Но ведь и в древней Ирландии, и в Шотландии люди также знали счастье творчества,
ценили благородство души и верность в любви, так же горько переживали
измену и предательство - это все вне времени. Так что песни и о сегодняшней
нашей жизни, и о том, что было когда-то или не было никогда. Песни Алеши
я иногда напеваю. Чувствую его ответственность за сказанное и исполненное.
Очень нравится мне в этом альбоме и "Женская песня" Ани - веселая,
бесшабашная, послушаешь - и на душе легко. Есть вещи напряженно философского
звучания, я осмысливаю их постепенно. Иногда даже думаю: "Неужели
это написал мой сын?!"
- Татьяна Васильевна, а как он познакомился с Аней?
-
Они познакомились в дороге. Где именно? Даже не знаю. Первую фотографию,
где они вместе, Алексей прислал из Свердловска и написал об Анне: "Она
похожа на белочку. Очень любит орехи. А я любло ее". Из его писем
я поняла, что ребята путешествуют вместе. Потом они поженились, родилась
дочка Настя, так что теперь они нередко путешествуют втроем - на песенные
фестивали (недавно их приглашали в Минск на фестиваль средневековой культуры),
концерты и даже на "игрушки" (летом были под Красноярском).
В Норильск они тоже приезжали втроем, Насте уже два года. Алеша не был
здесь несколько лет, Аня же, впервые увидевшая Норильск, сказала: "Я
теперь начинаю понимать характер Крыса". Вообще, они очень разные,
но их объединяет творчество. Они дополняют друг друга, иногда даже сами
не понимая, какой у них замечательный союз.
- Аня тоже студентка?
-Да, того же университета, только она филолог. Сейчас в Норильске "Дельта-радио"
частенько крутит Анину песню "Вей, мой ветер". Но большинство
их песен - игровые, понятны они не всем, скорее, элитной публике, людям
просвященным, знающим историю, литературу, искусство. В Новосибирске их
часто приглашают петь в пабе "Уголок святого Патрика" в Академгородке.
- До встречи со своей будущей женой Крыс пел один?
- В Норильске. Здесь он начал писать стихи еще в гимназии, здесь учился
в музыкальной школе по классу скрипки, пел в хоре мальчиков под руководством
Виктора Петровича Мартынкина (хочу сказать ему просто огромное спасибо!).
Потом как-то незаметно научился играть на гитаре и начал петь чужие и
свои песни. Когда поступил на исторический факультет Кемеровского госуниверситета
(в Новосибирск перевелся после женитьбы), то там организовал группу "Самосад".
Вначале это был чудесный гитарный дуэт Алексея и его двоюродного брата,
далее были привлечены и другие музыканты: Прикол (бас-гитара), Андрюха
(барабаны) и Кетчуп (соло-гитара). Алеша играл на скрипке, флейте, гитаре
и пел свои песни. "Есть Музыка и Слово, и я их чувствую в себе и
вокруг. Землю вертят Музыка и Слово, в общем, Любовь",- писал он.
Все университетские мероприятия проходили с участием "Самосада".
Преподаватель философии Евгений Казаков привел их в мастерскую поэтов.
По словам Алеши, поэты, их послушав, "расчленили", и был весьма
рок-н-ролльный скандал... Потом их пригласили на фестиваль наивного акустического
творчества, начались поездки в Красноярск и Новосибирск...
- А как же учеба в университете?
- Вот-вот, Алексей сказал, что невозможно делать два дела сразу, что учатся
те, кто не способен больше ничем заниматься. Нам с отцом это было непонятно:
родителям всегда удобно, когда дети у них, как все, - школа, институт,
работа... С переездом Алеши в Новосибирск "Самосад" распался.
Но Алексей пришел к мысли, что институт окончить все же надо.
- В Норильске в студии Макса Сергеева "Panoramix"
Крыс и Шмендра записали тринадцать песен. Что дальше?
- У них было очень мало времени, запись осталась неоконченной, до конца
сведения альбома еще далеко. Даже жаль, что они уехали так скоро - в Норильске
им работалось отлично. А я тем временем гуляла со своей очаровательной
внучкой...
| Приветик | С мира
по звуку | Герои и злодеи "КиШа"
| Хит- парад |
|